Ошибки недооценки травмы ребенка. Неправильная оценка характера травмы детей

Обновлено: 28.03.2024

При малейшем указании ребенка или его родителей на возможную травму ребенок должен находиться под самым пристальным вниманием и динамическим наблюдением хирурга. В максимально короткий срок ребенку следует выполнить необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Приводим пример.

Больной Б., 5 лет, поступил в больницу с подозрением на острый аппендицит. Из анамнеза выяснено, что около часа назад мальчик споткнулся на лестнице и ударился животом о ступени. При поступлении состояние ребенка удовлетворительное, язык обложен, влажный. Живот напряжен, при пальпации и перкуссии резко болезнен в правой подвздошной области, симптом Блюмберга—Щеткина. С предположительным диагнозом острый аппендицит ребенок был оперирован.

Косым разрезом в правой подвздошной области вскрыта брюшная полость, в последней обильный мутный выпот. Червеобразный отросток макроскопически не изменен. При ревизии тонкой кишки на расстоянии 80 см от илеоцекального угла обнаружен ее разрыв длиной в 1 см, проникающий в просвет кишки. Рана кишки ушита двухрядным шелковым швом. Рана брюшной полости зашита наглухо. Выздоровление.

В, этом случае ни врачом поликлиники, ни врачом стационара не было обращено внимание на целый ряд данных, свидетельствующих против диагноза острый аппендицит. Не было обращено внимания на факт имевшей место травмы живота и острое начало заболевания, которое разыгралось после травмы. В этой связи клиническая картина перитонита должна была заставить хирурга подумать о возможной травме кишечника.

травма ребенка

Недооценка характера травмы и клинической картины может привести к запоздалой госпитализации ребенка, что в значительной степени ухудшает прогноз течения болезни. Приведем пример.

Больной С, 13 лет, поступил в стационар с жалобами на боли в животе. Установлено, что мальчик катался с горки и ударился левой половиной живота об угол санок. Обратился в поликлинику, где был осмотрен хирургом и отпущен домой. Дома боли в животе усилились, несколько раз была рвота. Повторно обратился в поликлинику, только после этого ребенок был госпитализирован в больницу.

При поступлении состояние тяжелое, бледен, пульс 100 в минуту, среднего наполнения, АД 100/60 мм рт. ст., Нb 70 г/л. Живот не вздут, напряжен и болезнен (больше в левом подреберье). Слева в боковом канале отмечается притупление перкуторного звука. Ребенок оперирован с предположительным диагнозом разрыв селезенки. На операции диагноз подтвердился. Произведена спленэктомия. Выздоровление.

Данный пример показывает, что детей, получивших удар в живот, даже при кажущемся отсутствии признаков повреждения внутренних органов брюшной полости необходимо срочно госпитализировать в стационар. Только динамическое, постоянное наблюдение хирурга за состоянием ребенка позволит снять диагноз повреждения органов брюшной полости и решить вопрос о характере дальнейшего лечения ребенка.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.